Среда, 15.05.2024, 15:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Шиховой Е.А. 

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пословицы
Поиск

Методические материалы

Главная » Файлы » Рабочие программы

Рабочая программа
19.08.2016, 14:25

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт Оричи

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике

«Наглядная геометрия»

 6 класс

на 2015-2016 уч.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

Автор-составитель

Шихова Е.А., учитель математики,

                                                                                          высшая квалификационная категория

                                                                                                                                                                                 

                                         

                                                                

 

 

Оричи 2015

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»   разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования.  Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программы общего образования. Программа  внеурочной деятельности  рассчитана на обучающихся 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.     Настоящая программа составлена на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева « Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва ,Дрофа,2012  

Данная программа является актуальной, так как обеспечивает  интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности обучающегося. Кроме того, программа «Наглядная геометрия» направлена на  помощь школьникам в дальнейшем  изучении геометрии, подготовки к успешной сдачи модуля «геометрии» на ОГЭ и ЕГЭ по математике, что  актуально, т.к. в настоящее время обучающиеся 9 и 11 классов испытывают затруднения при изучении геометрии. Работа с  моделями развивает пространственное воображение, что является основным при решении геометрических задач. Данная программа развивает навыки  пространственного мышления школьников как в плане пропедевтики к курсу геометрии, так и для общего интеллектуального развития детей. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования  позволяет  способствовать формированию, развитию  у школьников пространственных и зрительных представлений, а также помогает легко, в игровой форме освоить абстрактные геометрические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Цель программы: формирование   интереса к изучению систематического курса геометрии   через наглядность; развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу, полученному по математике в начальной школе и в 5 классе; знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей                  действительности;

 

Задачи программы:

  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;
  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми

 

 

Работа с учащимися  направлена на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  1. в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;
  2. в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

2.  Учебно-тематический план.

1.Просранство и размерность, пространственные фигуры.            9часов.

2.Геометрические головоломки и опыты.                                        10 часов.

3.Параллельность и перпендикулярность.                                       3 часов.

4.Оригами, геометрия клетчатой бумаги.                                         5 часов.

5.Симметрия.                                                                                      8 часов.  

3. Предполагаемые результаты.

1.Личностные:

  • проявлять понимание и уважение к ценностям культур;
  • проявлять интерес истории развития науки геометрия;
  • выражать положительное отношение к процессу изучения геометрии: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  • воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

2. Метапредмедметные

  •  планировать решение учебной задачи: развивать умение объективно оценивать свои силы и возможности, поводить самоанализ деятельности;
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
  •  корректировать деятельность на основе рейтинговой системы: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
  •  оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?» и «что мне для этого нужно»).
  • развивать логическое мышление, так как логика – это искусство рассуждать, умение делать правильные выводы;
  • развивать творческое мышление учащихся через решение задач исследовательского характера;

3. Предметные:

Учащиеся должны иметь представление:

  •  плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.
  • Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Построение конфигураций из прямой, ее частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.
  • Треугольники и их виды. Прямоугольник, квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.
  • Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки многогранников.
  • Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. Выпуклые многоугольники. Периметр многоугольника.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
  • определять длину отрезка, величину угла;
  • вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.

·         строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами.

·          строить развертку куба.

4.Формы и виды контроля.

Соревнования,  портфолио, выставки, конкурсы, проекты, творческие задания

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название темы

Количество

часов

1.

Введение. Фигуры на плоскости.

12

2.

Фигуры в пространстве.

7

3

Измерение геометрических величин.

6

4

Топологические опыты.

4

5

Занимательная геометрия.

5

6

Итоги года.

1

 

Итого

35

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Введение. Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.

2. Фигуры на плоскости. История возникновения и развития геометрии. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино.  Конструирование из Т. Углы, их виды, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры, практическое применение геометрии. Симметрия

3. Фигуры в пространстве. Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.

4. Измерение геометрических величин. Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда.

Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

5. Топологические опыты. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.

6.Занимательная геометрия. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (1час в неделю, всего 35 часов)

 

№ занятия

Дата проведения

Тема

(содержание материала)

Кол-во часов

Рассматриваемые понятия

Какие навыки в развитии должны получить учащиеся

Планируемые результаты обучения.

Универсальные учебные действия

Введение. Фигуры на плоскости (12 часов)

1

 

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов.

 

1

Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч.

Развитие интереса к предмету, желание изучать предмет

Регулятивные           УУД:                                                                                                                           контроль  в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Познавательные УУД:                                                                                логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

2

 

Угол. Построение и измерение углов.

1

Угол

Умение строить углы

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения  способа действия и его результатов.

Познавательные УУД:

логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 

3

 

Виды углов. Смежные и вертикальные углы

1

Смежные и вертикальные углы, биссектриса угла

Умение строить углы, биссектрису угла

4

 

Конструирование   из Т.

 

1

Конструирование

на плоскости и в

пространстве, на клетчатой бумаге

из частей буквы Т.

 

Конструирование

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

Познавательные УУД:

логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

5

 

Практическая работа по измерению углов.

1

 

Развитие навыков работы с чертежными инструментами

6

 

Треугольник  и квадрат Треугольник. Виды треугольников.

1

Тупоугольный, остроугольный, прямоугольный треугольник. Тетраэдр.

Развитие навыков работы с чертежными инструментами

Регулятивные УУД: контроль в виде сравнения  с эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

7

 

Сумма углов в треугольнике.

1

 

 

8

 

Практическая работа на нахождение суммы углов четырёхугольника, треугольника, многоугольника.

1

 

 

9

 

Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм.

1

Равновеликость фигур

Конструирование

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

Познавательные УУД:

логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

10

 

Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов.

1

 

Конструирование

11

 

Геометрические головоломки. Складывание фигур «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры.

1

Многоликости квадрата

Развитие творческого мышления

Познавательные УУД:

 логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном

Коммуникативные УУД:

умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

12

 

Пентамино, гексамино. Моделирование.

1

 

Развитие творческого мышления

 

Фигуры в пространстве (7 часов)

13

 

Пространство и размерность. Мир трех измерений.

1

Одномерное пространство,

двухмерное

пространство,

трехмерное пространство. Плоские и пространственные фигуры.

Перспектива. Четырехугольник,

диагонали четырехугольника. Куб и пирамида

Развитие навыков видения пространства

Личностные УУД:

 нравственное – эстетическое оценивание, самопознание.

Регулятивные УУД:

прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Познавательные УУД:

логические – синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

14

 

 Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.

1

 

Развитие навыков видения пространства

15

 

Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей.

1

Многогранники.

Его вершины,

ребра, грани. Куб: вершины, ребра,

грани, диагональ.

Развертка куба.

Изображение

объемных фигур на плоскости. Неоднозначные фигуры.

Развитие пространственного воображения

Познавательные УУД:

логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные УУД:

контроль в виде сличения с эталоном.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других

16

 

Движение кубиков и их частей. Уникуб. Занимательные задачи.

1

Развитие пространственного воображения

17

 

Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги.

1

 

Развитие творческого мышления

18

 

Правильные многогранники.

1

Тетраэдр, октаэдр, гексаэдр, додекаэдр, икосаэдр

Развитие пространственного представления о многогранниках

Регулятивные УУД:

планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

Познавательные УУД:

логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

19

 

Правильные многогранники. Изготовление геометрической игрушки

1

 

Развитие пространственного представления о многогранниках

Измерение геометрических величин (6 часов)

 

20

 

Измерение длин, единицы измерения.

1

Единицы измерения длины.

Старинные единицы измерения.

Эталон измерения длины – метр.

Единицы измерения приборов.

Точность измерения.

 

Измерение отрезков

Регулятивные УУД:

контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД:

анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

 

21

 

Измерение площадей, единицы измерения.

1

Единицы измерения площадей. Площадь фигуры.

Нахождение площадей необычных фигур

Познавательные УУД:

логические - построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД:

контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

22

 

Практическая работа по измерению площади фигуры разными способами.

1

 

23

 

Окружность, её радиус, диаметр, длина окружности.

1

Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, многоугольник

Привитие художественного вкуса, умение видеть геометрию в окружающем нас мире

Регулятивные УУД:

оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить.

Познавательные УУД:

логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

24

 

Измерение длины окружности.

1

 

25

 

Измерение объёмов, единицы измерения.

1

Единицы измерения. Объем тела

Нахождение объема

Познавательные УУД:

логические - построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД:

контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Топологические опыты (4 часа)

 

26

 

Геометрический тренинг.

1

Занимательные задачи на подсчет

геометрических фигур в различных

плоских конфигурациях

 

Видеть в различных конструкциях уже известные фигуры, использовать свойства фигур, составлять свои задачи

Познавательные УУД:

логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

Регулятивные УУД:

контроль и оценка объединения в группы.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

27

 

Фигуры одним росчерком пера.

1

 

28/29

 

Топологические опыты

2

Лист Мебиуса.

Опыты с листом

Мебиуса.

Вычерчивание

геометрических

фигур одним

росчерком. Граф, узлы графа.

Возможность построения графа

одним росчерком

Проводить опыты. Делать выводы и обобщения

Познавательные УУД:

логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

Регулятивные УУД:

контроль и оценка объединения в группы.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Занимательная геометрия  (5 часов)

30/31

 

Зашифрованная переписка.

2

Шифр. Поворот.

Развитие комбинаторного стиля мышления

Познавательные УУД:

логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.                                                                                         Установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД:

контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 

32

 

Кроссворды

1

 

Развитие логического мышления, творческого отношения к труду

33/34

 

Задачи со спичками, занимательные задачи

2

Занимательные задачи на составление геометрических фигур

из спичек. Трансформация фигур

при перекладывании спичек

 

Уметь видеть фигуры на плоскости и в пространстве

Познавательные УУД:

логические – построение логической цепи рассуждений.                                                                                                   Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.    Установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД:

контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

35

 

Итоги года: творческий отчёт.

1

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК учителя

 

1.      Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.

2.      Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.

3.      Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 189 с.

4.      Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с

  1. Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, 2006.
  2. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания    предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах. Сайт: http://www.slideshare.net/lipskaya/5-6-14695201

 

 

Медиаресурсы:

1.http://www.math-on-line.com - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

2.http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/  - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Рабочие программы | Добавил: info
Просмотров: 448 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Фраза дня
Календарь
Прогноз погоды

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz